Назад на главную страницу
Авторы:Г.А. Мохоров, С.И. Петров

ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ МОЛОДЕЖИ К ЗАЩИТЕ ОТЕЧЕСТВА: РЕАЛИИ И ОПЫТ ПРОШЛОГО

Мировой и отечественный опыт военного строительства свидетельствует о том, что роль морального духа войск, как важнейшего фактора достижения победы в современной войне значительно возрастает. Поэтому степень психологической устойчивости личного состава, его моральной готовности к перенесению тягот воинской службы является неотъемлемой частью и необходимым условием боеспособности Вооруженных Сил. Вместе с тем общеизвестно, что степень готовности наших юношей служить в армии, защищать Родину имеет устойчивую тенденцию к снижению. Об этом свидетельствуют и данные социологических опросов молодежи по России в целом, а также в Ленинградской области и Санкт-Петербурге. Так, например, против всех видов службы, включая и альтернативную, в 1995 году высказались 29% опрошенных, в 1997 году 56%, а в настоящее время таких более 70%. Таким образом, налицо рост негативного отношения к армии. Глубокую озабоченность вызывает качественный состав призывников. В последние годы среди новобранцев можно встретить и неграмотного и наркомана и неразвитого физически.

Сейчас в войсках вынуждены идти даже на такие меры, как создание подразделений из "дефицитчиков веса", которых откармливают в течение 2- 3 месяцев. Примерно 75% новобранцев приходят оттуда, где их окружала криминальная среда. А прогнозы на будущее кажутся еще более неутешительными: на службу придут "дети перестройки" и "реформ". В этой ситуации, конечно же, не поможет и система морально-психологического обеспечения, созданная в Вооруженных Силах в 1992 году на смену партийно-политической работе.

Она сама только начинает набирать позитивный опыт. А ведь работу с молодыми воинами нужно начинать с нуля, так как военно-патриотическая работа с молодежью практически свернута.

Вот почему над проблемами формирования готовности молодежи к службе в армии нужно всерьез думать сегодня. При этом представляется весьма ценным тот опыт, который был накоплен в годы предшествующие так называемым реформам.

В Ленинградском регионе традиционно придавалось важное значение подготовке юношей к военной службе. При этом особое внимание уделялось воспитанию у призывников высоких нравственных качеств в общественно-политической активности. Для того чтобы обеспечить широкий охват и высокую эффективность морально-политической подготовки молодежи к военной службе, оборонные, государственные и общественные организации Ленинграда и области концентрировали свои усилия на решении нескольких основных задач:

а) В области организации:

во-первых, разработка комплексного плана военно-патриотического воспитания будущих воинов и координация деятельности в этом направлении комсомола, ДОСААФ, общества "Знание", военкоматов и других заинтересованных организаций;

во-вторых, создание благоприятных условий для воспитательной работы и подготовка пропагандистского и оборонного актива;

в-третьих, сбор и обобщение информации о прохождении юношами службы в войсках и принятие мер по совершенствованию допризывной подготовки.

б) В области содержания:

во-первых, обогатить юношей знаниями основ политики государства в области обороны страны и военного строительства, героического пути и славных традиций отечественных Вооруженных Сил;

во-вторых, сформировать умение применять полученные знания на практике при анализе фактов, событий и явлений внутренней и международной жизни, оценивать военно-политическую обстановку, осознавать свою роль и личную ответственность за защиту Родины;

в-третьих, воспитывать у молодых людей потребность постоянно следовать усвоенным идеям, нравственным принципам и традициям в ратном труде, готовность образцово выполнять свой воинский долг. При этом, учитывая предшествующий опыт и ленинградскую специфику, рекомендовано обратить особое внимание на духовную культуру молодежи, воспитание ее на революционных, боевых и трудовых традициях города-героя. На решение перечисленных задач и была направлена деятельность целого ряда организаций по воспитанию высоких морально-политических качеств у будущих воинов. В этих целях был создан Совет по военно-патриотическому воспитанию, такие советы стали действовать в районах и на предприятиях. Инициативная группа Совета, которая включала представителей военного комиссариата, комитета ДОСААФ, штаба Ленинградского военного округа, отделов народного образования, культуры и других заинтересованных организаций, готовила комплексный план военно-патриотической работы по подготовке юношей к службе. Такие планы составлялись на год, а также на пять лет, и утверждались председателем Совета - заместителем председателя исполкома. Несмотря на несовершенство, комплексные планы военно-патриотического воспитания являлись исходными для практической деятельности комитетов ДОСААФ, военных комиссариатов и других заинтересованных организаций.

Таким образом, благодаря комплексному планированию военно-патриотической работы были заложены предпосылки для координации и взаимодействия всех организаций, занимающихся подготовкой допризывной и призывной молодежи. Однако координация военно-патриотического воспитания могла быть действенной при условии более глубокого изучения допризывной и призывной молодежи на местах. Вот почему неоценимую роль в патриотическом воспитании юношей играли комитеты содействия призыву, которые формировались при каждом районном военкомате. При этом важное внимание уделялось соревнованию среди призывной молодежи. Воспитание у юношей морально-политических качеств, необходимых для воинской службы на благо Отечества, реализовывались через множество разнообразных форм, которые можно объединить в четыре группы:

К первой группе относятся общие формы, присущие и другим направлениям воспитательной работы. Это, в частности, сеть политической учебы и просвещения, общественно-политические чтения, тематические вечера, лекции, доклады, беседы.

Вторую группу составляют специфические формы военно-патриотического воспитания, такие, как Всесоюзный поход молодежи по местам революционной, боевой и трудовой славы советского народа. Всесоюзная патриотическая акция "Революционный держите шаг!", патриотическое движение, например, "Равнение на героев", месячники и недели оборонно-массовой работы, клубы и университеты будущего воина и другие.

В третью группу входят формы, воздействующие преимущественно на эмоции и чувства ребят. Это уроки мужества, встречи с ветеранами, проводы призывников в армию, выставки и экспозиции.

Четвертая группа включает различные формы практического участия юношей в патриотической работе: работа по оформлению музее" боевой и трудовой славы, сбор музейных экспонатов, уход за памятниками павших воинов" создание учебно-материальной базы военно-патриотического воспитания, участие в военно-спортивных играх. К этому следует добавить, что нередко при проведении мероприятий комплексно использовались несколько форм. Конечно, практика реализации широкого комплекса мероприятий по формированию духовного облика будущих воинов имела и существенные недостатки, которые, несомненно, снижали их эффективность.

Прежде всего, это излишняя за организованность мероприятий и массовость, отсутствие учета особенностей социальных слоев молодежи, отдельных коллективов и групп, отрыв от насущных потребностей и интересов юношей. Разумеется, эти упущения, характерные и для других регионов России, надо учитывать, не отбрасывая напрочь всю систему работы с будущими воинами.

Таким образом, в пылу полемики о финансировании армии, о судьбе наших Вооруженных Сил и приоритетах их развития, весьма опрометчиво забывать о самом главном действующем лице того, что называем мы военной реформой, - о солдате. К сожалению, в многострадальной российской истории такая забывчивость не раз приводила к тяжелым последствиям.

Вот почему назрела настоятельная необходимость разобраться, кто же конкретно готов взять оружие и что нужно делать, как строить работу по воспитанию будущих воинов, не забывая позитивный опыт и уроки недавнего прошлого.

Российское руководство в создавшейся сложной ситуации, думается, должно добиваться принятия такого решения, которое было бы сопряжено с наименьшим ущербом для России.

Следует отметить, что вопрос о размещении и не размещении ядерного оружия или крупных военных контингентов на территории будущих членов имеет не только и не столько чисто военное, сколько политическое, психологическое, моральное значение. Это вопрос и о том, насколько Россия доверяет Западу. Тем более, что он наглядно продемонстрировал определенное вероломство, начав процесс расширения альянса.

Необходимо учесть, что расширение НАТО - это длительный процесс, который отнюдь не завершился с принятием сакраментальных решений в Мадриде в июле 1997 г. Очевидно, реальное расширение начнется только в 2000 г., когда законодательные собрания нынешних членов альянса приступят к ратификации принятых решений. Здесь особо надо подчеркнуть, что независимо от того, как западные стратеги оценивают нынешнее положение и исторические перспективы России, в конечном счёте европейская безопасность будет определяться балансом сил между НАТО и Россией в стратегическом плане, т.к. обе стороны обладают и в обозримой перспективе будут обладать ядерно-стратегическим паритетом. При таком положении в случае обострения международного положения в Европе и в мире в целом страны Центральной и Восточной Европы могут стать ядерными заложниками НАТО и США.

Таким образом, рассуждения о слабости и некой изоляции России на европейском континенте лишены всяких реальных оснований. Как стабильная, так и ослабленная Россия (возможно даже в большей степени) не может самым непосредственным образом не влиять на положение дел в Европе хотя бы потому, что она ядерная сверхдержава.

Литература: Гаджиев К.С. Геополитика. - М., 1997.
Геополитика: теория и практика. - М., 1993.
Дугин А. Основы геополитики. - М.: Арктогея, 1997.
Золотарев В.А. Военная безопасность Отечества (историко-правовое исследование). – М.1998.
Корниенко Г. Закончилась ли "холодная война"? - Независимая газета, 1994, 16 августа.
Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. - М., 1996.
Закон Российской Федерации о безопасности // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992 № 15. Ст. 769.
Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора // Российская газета. 1997.28 мая.

Hosted by uCoz